• Функ​циональная грамотность это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
  • В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности

Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ (портал РЭШ, раздел «Функциональная грамотность»)

https://fg.resh.edu.ru?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents Электронный банк заданий по функциональной грамотности
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/  Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/88-onlajn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA
Банк заданий для оценки функциональной грамотности:
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности

Что такое функциональная грамотность?

  Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники».

Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. И там, и там есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает, насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

     Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового

рынка, налогоплательщики, вкладчики, заёмщики. Вот почему финансовое обучение нужно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

     

Объявляется старт осенней сессии онлайн уроков по финансовой грамотности Банка России (далее – Онлайн-уроки).

Онлайн-уроки пройдут с 19 сентября по 15 декабря 2023 года. Расписание, спецификации занятий, информация об экспертах, инструкции для подключения и иные методические материалы размещены на сайте https://dni-fg.ru.

Онлайн-уроки разработаны для школьников 6-11 классов и студентов техникумов и колледжей и посвящены грамотному распоряжению личными финансами, страхованию, налогам, будущей пенсии, финансовой безопасности и другим актуальным темам. Возможно индивидуальное и групповое подключение.

Для получения сертификата участника онлайн-уроков, необходимо после его проведения направить форму отзыва организаторам в формате xls. Напоминаем, что продолжительность онлайн-уроков 45 минут. Подробная информация на странице помощи участникам: https://dni-fg.ru/help.

Закрепить материал, изученный на занятиях по финансовой грамотности, организовать внеурочную деятельность, а также разнообразить учебный процесс можно с помощью игр по финансовой грамотности. Готовые комплекты игр и дополнительные материалы доступны по ссылке: https://doligra.ru.

 Педагоги и обучающиеся 6-11 классов МБОУ «Малобичинская СОШ»   активно включились в осеннюю сессию онлайн уроков по финансовой грамотности 2023г.  По итогам проведения  получили сертификаты о проведённых онлайн уроках и долиграх

«ФинЗОЖ Фест-2023» прошел с 7 по 10 ноября на порталемоифинансы.рф, странице «Мои финансы» во ВКонтакте и в Telegram-канале «ФинЗОЖ Эксперт». Каждый день марафона был посвящен отдельной теме. Сначала участники познакомились с психологией денег, затем научились грамотно выстраивать финансовые планы и следовать им. Последние два дня марафона были посвящены первым шагам в инвестициях и тому, как не попасть в ловушку финансовых мошенников.

Продолжением «ФинЗОЖ Феста» станут офлайн-лекции, которые пройдут во всех регионах страны до конца ноября. Ключевая тема лекций —мифы о финансовой грамотности. Ведение бюджета — пустая трата времени? Можно набрать кредитов и не платить? Налоговый вычет — это сложно и долго? Развеять эти и многие другие стереотипы, которые мешают держать финансы в балансе, сможет любой желающий.

Подробная информация о дате, времени и месте проведения лекций для каждого региона будет доступна на сайте моифинансы.рф и на страницах «Мои финансы» в социальных сетях.

«Идея фестиваля — показать, как с пользой для себя и близких применять знания о финансах на практике, помочь людям разобраться в том, как сохранить эмоциональную и финансовую стабильность, как пользоваться современными финансовыми инструментами и управлять личным бюджетом», — отметил заместитель министра финансов РФ Павел Кадочников.